Фрагмент для ознакомления
2
1. Как вы понимаете слова Л.С.Выготского: «психика не отражает мир, а изменяет его, и вполне определенным образом - чтобы можно было действовать. В этом ее положительная роль - не в отражении... а в том, чтобы не всегда верно отражать, т.е. субъективно искажать действительность в пользу организма».
2. Кому принадлежат слова: "Понимание - это и есть основной способ познания личности, это пристрастное, заинтересованное отношение, "вживание" в исследуемую реальность"?
1. Как вы понимаете слова Л.С.Выготского: «психика не отражает мир, а изменяет его, и вполне определенным образом - чтобы можно было действовать. В этом ее положительная роль - не в отражении... а в том, чтобы не всегда верно отражать, т.е. субъективно искажать действительность в пользу организма».
Думаю, высказывание Л. С. Выготского отсылает и к тому, чтобы мы порассуждали на тему психики и ее адаптивной роли в развитии личности. По Л.С. Выготскому, развитие - это необратимое изменение системы, вызванное разрешением его внутренних противоречий. Переход системы в сторону усложнения структуры и функций – прогрессивный, регрессивный – путь к упрощению, сужению функций. В широком смысле – совершенствование. Способность к развитию – важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека .
Психика изменяет мир, чтобы личность действовала, вела себя активно.
Приведем пример в отношении ребенка. Активность – это основное личностное качество ребенка, что влияет на его позицию по отношению к миру. Потребность активного отношения – потенциал движущих сил развития ребенка.
Динамической переменной является активность общая – интенсивность и объем взаимодействия человека с окружающим миром. Есть активность и надситуативная – способность ставить углубленные цели, подниматься над уровнем требований ситуаций. Последняя активность становится не только психической деятельностью, но является отдельным образованием в структуре личности, оказывая влияние на специфику протекания деятельности
Все влияния на личность дифференцируются на две группы – внешние и внутренние. Влияния среды и воспитание – это внешние факторы развития личности. Природные склонности, вся гамма чувств человека – это внутренние факторы. Развитие и формирование личности – это итог коммуникации внешних и внутренних факторов.
Воспитание играет важную роль в развитии личности при условии, если оно положительно влияет на внутреннее стимулирование активности ребенка в работе над собой.
Такая активность, желание растущего человека к совершенствованию своей личности, и ест развитие личности.
Саморазвитие личности, хоть и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, последние «лепят» личность в той мере, в какой они стимулируют у нее положительное внутреннее переживание и стимулируют ее активность в работе над собой.
Собственная активность ребенка и внутренние трансформации зависят от 4-х элементов:
1) согласованности;
2) преодоления;
3) осознания собственного положения;
4) интереса к новому.
Внешние формы активности могут быть различными:
формирование суждений о чем-то;
принятие решений;
поиск информации;
формирование алгоритма деятельности;
поиск недостатков, «зон развития»;
постановка, формулировка задач;
конкретизация своих возможностей.
Активность – это и фактор развития психики. Объективным критерием психики А. Н. Леонтьев выдвигал способность живых существ реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные воздействия – это те виды энергии или свойства предметов, которые не принимают участия непосредственно в обмене веществ. Сами по себе воздействия не представляют собой ценности для животных. Почему важно отражать и реагировать на воздействия? Дело в том, что они располагаются в объективно устойчивой связи с биологически значимыми объектами и они – их потенциальные сигналы .
В случае, если живой организм способен отражать биологически нейтральные свойства, то он способен устанавливать связь с биологически свойствами и реализация его выживания оказывается достаточной. Приведем пример. Животное не может есть звуки, от звука разной интенсивности животные не погибают. Но звуки в природе представляют собой важные сигналы живой пищи или опасности. Если животное слышит звуки, оно имеет возможность приблизиться к пище или избежать смерти.
Определим признаки активности:
Фрагмент для ознакомления
3
1) Василюк Ф. Е. Семиотика и техника эмпатии//https://strokovass.nethouse.ru/static/doc/0000/0000/0302/302564.mnw8l1xvmz.pdf (дата обращения 04.06.2021)
2) Гиппенрейтер Ю. Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. - 1993. - № 4.
3) Егорова М. С. Психология индивидуальных различий/М. С. Егорова. – М.: Планета детей, 2017. – 328 с.
4) Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер. 2008
5) Леонтьев А.Н. Индивид и личность. // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982. – С.15 – 20.
6) Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности/В. С. Мерлин. – М. : Педагогика, 2016
7) Морено Я.Л. Психодрама / пер. с англ. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001.
8) Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному /Пер. Я.М. Коган, М.В.Вульф. – М.:АСТ;Минск: Харвест, 2006
9) Rogers,С.R. Empatic: an unappreciated way of being // The Counseling Psychologist [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bspu.unibel.by/ pages/ obschixxi/ source/ 0935.html. – Дата доступа: 04.06.2021